Порядок медицинского обеспечения спортивных соревнований

I. Порядок медицинского обеспечения спортивных соревнований различного (международного, федерального, регионального, муниципального) уровня.
Медицинское обеспечение спортивных соревнований проводится с целью сохранения здоровья спортсменов и предупреждения спортивного травматизма и заболеваний.
В своей деятельности по медицинскому обеспечению соревнований медицинские учреждения должны руководствоваться Положением о проведении соревнований, которое включает:
1. Допуск к соревнованиям:
а) мест проведения соревнования, мест тренировок, проживания и питания спортсменов и аккредитованных лиц (получивших официальный допуск Оргкомитета соревнований для посещения мест проведения соревнований, в места проживания и тренировочные зоны спортсменов);
б) спортсменов.
2. Регламентацию порядка работы лечебно-профилактических учреждений, участвующих в медицинском обеспечении соревнований.
3. Обеспечение первичной помощи в местах проведения соревнований.
4. Регламентацию мест и путей медицинской эвакуации.
5. Контроль за лекарственным обеспечением соревнований.
6. Взаимодействие с Медицинской и Антидопинговой комиссией ВАДА, с медицинским делегатом/Антидопинговым делегатом от Федерации по видам спорта (Федерации).
7. Оказание первичной и специализированной медицинской помощи в соответствие со стандартами по профилю медицинской деятельности аккредитованным Оргкомитетом соревнования спортсменам и членам спортивных делегаций в лечебно-профилактических учреждениях, участвующих в медицинском обеспечении соревнований (аккредитованным Оргкомитетом соревнований).
8. Координацию деятельности лечебно-профилактических учреждений, участвующих в медицинском обеспечении соревнований.
9. Ведение медицинских и статистических форм учета и отчетности по заболеваемости и травматизму участников соревнований.
10. Подготовку итогового статистического отчета о всех случаях заболеваемости и травматизма участников соревнований.
11. Оценка метеорологических и экологических условий возможности проведения соревнований.
12. Проведение совещания с медицинским персоналом команд – гостей с целью ознакомления их с предоставляемыми медицинскими услугами и организации процедур допинг – контроля.
13. Контроль за выполнением медицинских вмешательств (инъекций и других видов инвазивных вмешательств), осуществляемых медицинским персоналом, аккредитованным Оргкомитетом на соревнованиях.
14. Предоставление бесплатных неотложных и срочных медицинских услуг всем аккредитованным участникам соревнований.
15. При возникновении форсмажорных обстоятельств (летальный исход) осуществление деятельности в следующем порядке:
а) при обнаружении трупа медицинская бригада обязана сообщить об этом в территориальный орган внутренних дел, зафиксировать в медицинском рапорте, заполняемом при обслуживании спортивно-массовых мероприятий, все необходимые сведения. Эвакуация трупа гражданина Российской Федерации или иного лица, находящегося на территории, подведомственной ОВД, машиной скорой помощи и санитарным транспортом не допускается;
б) в случае смерти в салоне санитарного автомобиля и при оказании медицинской помощи медицинская бригада обязана зарегистрировать в медицинском рапорте (в журнале регистрации медицинской помощи форма 074/у) все необходимые сведения и получить согласие на доставку трупа в учреждение судебно-медицинской экспертизы, передав при этом информацию оперативному отделу оргкомитета соревнований;
в) последовательность судебно - медицинских исследований во всех случаях летального исхода во время спортивных соревнований осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России № 161 от 24.04.2003 «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы».
Медицинское обеспечение спортивных соревнований условно делится на 3 основных этапа:
1.Предварительный этап.
2.Непосредственное медицинское обеспечение соревнований.
3.Заключительный этап (составление отчета о проделанной работе).
1. На предварительном этапе для оценки готовности спортсменов и спортсооружений, решения организационных вопросов об участии медицинских учреждений в обеспечении проведения соревнований Федерального(международного) уровня Организационным комитетом создается медицинский комитет соревнований и назначается главный врач соревнований – специалист, имеющий подготовку в области спортивной медицины и/или имеющий специализацию по общественному здоровью и организации здравоохранения. На региональном и муниципальном уровне назначается главный врач соревнований, являющийся руководителем или заместителем руководителя территориального Врачебно-физкультурного диспансера (Центра спортивной медицины и лечебной физкультуры).
Медицинский комитет (на региональном и муниципальном уровнях – главный врач), определяющий объем медицинской помощи, осуществляет свою работу в зависимости от количества участников соревнований, вида спорта, специфики проведения соревнований, условий проведения соревнований, а также от количества ожидаемых обращений по заболеваемости и спортивным травмам, видам предполагаемых нозологических форм заболеваний (по медицинским отчетам предыдущих соревнований аналогичного ранга и направленности) (Приложение №2.2).
В состав медицинского комитета в зависимости от ранга соревнования входят руководители многопрофильных медицинских учреждений, принимающих участие в медицинском обеспечении соревнований, руководители территориального подразделения службы скорой медицинской помощи, медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, руководители медицинской службы спортсооружений, представители страховых компаний и других ведомственных учреждений (антидопингового агентства, МВД, ГИБДД, МЧС), принимающих участие в оказании медицинской помощи участникам соревнований.
Медицинская помощь (Приложение 1, п.2) оказывается аккредитованным участникам соревнований, представителям команд, членам спортивных делегаций, официальным лицам соревнований, а также гостям, зрителям и обслуживающему соревнования составу.
В период подготовки соревнований территориальным органом управления здравоохранением издается приказ о медицинском обслуживании соревнований на основании Указа (Постановления) органа государственной власти, на территории которого проводится соревнование, в котором должна быть отражена следующая информация:
o учреждения, участвующие в медицинском обеспечении соревнования;
o необходимое число и состав бригад скорой медицинской помощи, порядок их работы;
o источники финансирования медицинского обеспечения соревнования;
o формы учета и отчетности;
o график работы медицинского персонала на спортивных объектах во время проведения тренировок и соревнований, а также в местах проживания спортсменов.
Главный врач соревнований на основании положения о главном враче соревнований (приложение № 2.1) отвечает за все медицинское обеспечение, предоставляемое участникам соревнований во всех официальных местах, связанных с проведением соревнований.
Медицинские услуги должны предоставляться во всех официальных местах, связанных с проведением соревнования, быть доступны всем аккредитованным лицам, включая медицинских сотрудников команды. Медицинские работники должны быть на месте проведения соревнований согласно утвержденному графику работы, за полтора часа до начала соревнования и оставаться на рабочем месте до окончания соревнования.
В зоны, находящиеся под контролем медицинского комитета (главного врача) в месте проведения соревнований, должны входить: зона разминки спортсменов, зона сбора спортсменов перед стартом (рядом с комнатой сбора), зона оказания скорой и специализированной помощи (машина скорой помощи должна располагаться рядом) и зона, в которой производится непосредственно медицинское обслуживание (медицинский пункт соревнований).
Для медицинского обеспечения соревнований (в зависимости от их ранга) территориальным органом управления здравоохранением и Оргкомитетом соревнования выделяются следующие места предоставления медицинской помощи:
А) Головное (главное) медицинское учреждение соревнований.
Головным (главным) медицинским учреждением соревнований является многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, имеющее амбулаторную службу, стационар и диагностический комплекс. На региональном и муниципальном уровне – это закрепленное приказом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации региональное многопрофильное ЛПУ. В головной (главный) медицинский центр, обращаются участники соревнований с острыми травмами и заболеваниями, возникшими во время соревнования. Он располагается на максимально близком расстоянии от места проведения соревнований.
Б) Места размещения спортсменов.
Медицинское обеспечение должно предоставляться во всех официальных местах размещения спортсменов круглосуточно, осуществляться аккредитованным медицинским персоналом в соответствии с расписанием соревнований в зависимости от вида спорта и ранга соревнований.
Каждая команда, имеющая медицинских сотрудников, должна иметь отдельную комнату для медицинского обслуживания месте размещения команды.
Медицинский пункт (приложение № 2.3) спортивных объектов должен быть оснащен медикаментами, перевязочным материалом, инструментами, оборудованием, инвентарем для оказания скорой и неотложной, а также специализированной медицинской помощи в соответствии с требованиями «Положения о соревнованиях» и стандартами оказания специализированной первичной помощи. Врач, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал и технический персонал должны иметь опыт работы с дефибриллятором (ручным или автоматическим).
В каждом месте для тренировок должны быть организованы медицинские пункты, которые могут располагаться в палатке, трейлере или специально отведенном месте. Необходим телефон или рация для вызова консультантов или машины скорой помощи для эвакуации. Для каждой участвующей команды предоставляется место для оказания медицинской помощи или обеспечивается доступ к головному (главному) учреждению оказания помощи.
Разминочной зоной - может быть одна из тренировочных зон, которая укомплектована и оборудована для оказания медицинской помощи. Обеспечиваются отдельные рабочие места для всех национальных команд и их медицинского персонала. Необходимо достаточное количество туалетов, воды и прохладительных напитков.
Место оказания медицинской помощи перед соревнованием – зона рядом с комнатой сбора спортсменов перед выходом на старт для оказания медицинской помощи в последнюю минуту перед соревнованием и для массажа.
Зона оказания неотложной помощи расположена рядом с линией финиша (для игровых видов спорта – спортивной площадкой), если основная зона предоставления медицинской помощи расположена на удаленном расстоянии от непосредственного места проведения соревнований. Для срочной эвакуации спортсмена обеспечивается охраняемый доступ к месту выступления спортсменов. В состав персонала включается врач неотложной помощи, врач спортивной медицины, травматолог, массажист, медицинская сестра. Бригады интенсивной терапии должны быть подготовлены к оценке и оказанию помощи в случае остановки сердца, теплового удара из-за перенапряжения, гипонатриемии, инсулинового шока, приступа астмы и аллергической анафилаксии или анафилаксии в результате участия в соревновании. Необходимо предусмотреть условия оказания неотложной помощи инвалидам колясочникам и другим категориям лиц с ограниченными возможностями.
Машины скорой помощи выезжают в течение пяти минут или менее после вызова. Во время соревнования дежурная машина скорой помощи распологается как можно ближе к центру оказания неотложной помощи спортсменам. Другая машина скорой помощи находится рядом с пунктом оказания неотложной помощи зрителям.
Непосредственно перед соревнованиями проводятся тренинги с медицинским персоналом и волонтерами, участвующими в медицинском обеспечении соревнований, тренинги по оказанию неотложной помощи, эвакуации пострадавших со спортивной арены, трибун, оказанию амбулаторной медицинской помощи, ведению учетно-отчетной документации.
Мобильные бригады неотложной помощи. В специально отведенных местах располагаются 3-4 медицинские бригады для оказания неотложной помощи вокруг периметра трассы (дорожки), чтобы они могли немедленно подойти к травмированному спортсмену. В состав бригады входит врач и фельдшер, оснащенные набором для оказания неотложной помощи, дефибриллятором и средствами мобильной связи. Расположение этих бригад и организация немедленного доступа должны быть подготовлены заранее в соответствии с регламентом проведения соревнований. Объем услуг мобильных медицинских групп включает определение критического состояния, оказание первой помощи при травмах, при патологических состояниях, связанных с окружающей средой (температурный фактор и т.д.), а также решение вопросов, связанных с продолжением участия в соревнованиях.
Снять спортсмена с соревнований по медицинским показаниям имеет право только главный врач соревнований с обязательным докладом о причинах снятия спортсмена с соревнований главному судье. На протяжении всей трассы вплоть до линии финиша должна передвигаться машина скорой помощи с системой жизнеобеспечения. При большом скоплении спортсменов различной квалификации необходимо наличие машины скорой помощи на каждые 4 км трассы. Машина скорой помощи должна быть обеспечена мобильной связью с пунктами на линии финиша и на трассе. Одна машина скорой помощи дежурит у линии финиша.
Медицинские пункты на спортивных объектах организуются раздельно для спортсменов и зрителей. Кроме того, медицинские пункты для спортсменов располагаются непосредственно вблизи раздевалок в зоне строгих ограничений, куда доступ посторонним строго запрещен.
Пункты оказания первой помощи зрителям располагаются на стадионе, четко обозначены и укомплектованы средним и младшим медицинским персоналом. Кроме того, на стадионе используется служба оказания скорой помощи, укомплектованная персоналом, владеющим основными приемами оказания скорой и неотложной медицинской помощи.
Медицинский пункт в местах проживания национальных (клубных) команд располагается в отдельной комнате для медицинского обслуживания в том же месте, где проживает команда. Эта комната выделяется в соответствии с просьбой каждой национальной (клубной) команды. Медицинские пункты в местах проживания оснащаются необходимыми медикаментами и оборудованием для оказания амбулаторной помощи, в том числе и для проведения реабилитационных мероприятий.
Условия для оказания скорой помощи в отелях и пресс-центре создаются в каждом из указанных мест. При необходимости можно использовать по вызову медицинский персонал отеля или направлять аккредитованных лиц в головной (главный) лечебный центр соревнований. Сотрудники, работающие в отеле или пресс-центре, должны организовать или вызвать службу скорой помощи, если это необходимо. 


Организация питания.
Организация питания обеспечивается организаторами соревнований с учетом вида спорта и национальных особенностей. Медицинскому комитету (на региональном и муниципальном уровне – главному врачу) соревнований необходимо проконтролировать обеспечение спортсменов питанием и напитками, не содержащими кофеин, в ходе соревнований в раздевалках и на дистанции. В местах непосредственного проведения соревнований должна быть питьевая вода и напитки с содержанием глюкозы, электролитов.
Отличительные знаки медицинского персонала.
Все медицинские сотрудники соревнований имеют четкие отличительные знаки, (кепки, нарукавные повязки, футболки и др.). 
Пути эвакуации.
В подготовительный период определяют пути эвакуации пострадавших со спортивной арены, с трассы, с трибуны в медицинский пункт и далее на санитарный транспорт, отрабатывают взаимодействие с бригадами скорой медицинской помощи по эвакуации пострадавших в главное лечебное учреждение непосредственно с арены, а также взаимодействие со скорой помощью в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Лекарственное обеспечение.
Весь медицинский персонал соревнований и врачи команд имеют необходимые лекарственный средства и средства медицинского назначения для оказания необходимой медицинской помощи. Списки количества медикаментов, количество средств медицинского назначения определяется количеством спортсменов, видом спорта и продолжительностью соревнования. Назначение лекарств осуществляется аккредитованными врачами соревнований и\или врачами команд.
Врачи выписывают лекарственные средства, включенные в список разрешенных к применению фармакологических средств и биологически активных добавок.
Лекарственные средства выписываются на официальном рецептурном бланке с указанием даты выписки, фамилии спортсмена, названия препарата, его количества и дозировки, фамилии и подписи врача, выписавшего рецепт. Официальный рецептурный бланк должна сопровождать специальная форма, предоставленная организаторами соревнований с указанием фамилии пациента, страны участницы соревнований, статуса пациента (спортсмен, сотрудник делегации, официальное лицо и др.), названия лекарственного средства, фамилии аккредитованного врача соревнований или врача команды, и подписанная главным врачом соревнований. Официальный рецептурный бланк остается в аптеке. Специальная форма регистрируется в аптеке с указанием даты отпуска лекарственного средства и возвращена в медицинский комитет соревнований.
Врачи, выписывающие рецепт, ставит спортсмена в известность о том, содержит ли данное лекарство запрещенное или ограниченно запрещенное вещество, перед тем, как выписать лекарство, а спортсмен должен письменно подтвердить то, что он предупрежден. Подтверждение хранится у врача команды.
Все запрещенные вещества определяемые ежегодно списком Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) хранятся отдельно в аккредитованном аптечном учреждении и имеют четкое обозначение. Ответственность за использование этих веществ несет врач, выписавший лекарство, и пациент.
Врачи, выписывающие лекарства, представляют заявку на использование запрещенного вещества исключительно в терапевтических целях Медицинскому делегату/Делегату по допинг – контролю Федерации по виду спорта в случае необходимости выписать запрещенное или частично запрещенное вещество, указав фамилию спортсмена, удостоверение личности, страну, дату, способ и срок употребления, а также дозировку. 
Допинг – контроль.
Проведение допинг-контроля регламентируется Процедурными правилами ВАДА и Международных Федераций по видам спорта. На время проведения соревнований Медицинским комитетом и Оргкомитетом создаются полные условия для организации проведения допинг-контроля.
Подтверждение половой принадлежности.
При необходимости, во время проведения соревнований может привлекаться группа специалистов в области гинекологии, урологии, эндокринологии и генетики Федеральных НИИ для решения вопроса о половой принадлежности спортсмена.
Страхование участников соревнований.
Национальные федерации страхуют своих спортсменов и официальных лиц. Оргкомитет соревнований может принять решение о дополнительном медицинском страховании спортсменов и официальных лиц на время проведения соревнований.
Организационные особенности медицинского обеспечения соревнований международного (федерального) уровня.
Переводчики на официальный язык соревнований должны присутствовать во всех зонах оказания медицинской помощи и на пункте допинг – контроля.
Предоставление информации в пределах компетенции медицинского комитета средствам массовой информации осуществляется главным врачом соревнований в пределах сохранения медицинской конфиденциальности и этических Норм Международной Федерации Спортивной Медицины (FINA).
Безопасность окружающей среды и метеорология.
Медицинский комитет следит за изменением информации, предоставляемой местной метеорологической службой в Оргкомитет соревнований, о температуре, влажности и других природных факторах ежечасно, информируя участников соревнований о необходимости принимать превентивные меры по защите организма спортсменов в ходе выступлений на соревнованиях.
Источники финансирования.
Оплата медицинского обеспечения соревнований осуществляется в соответствии со сметой соревнований за счет организаторов соревнований по согласованию с территориальными органами управления. Финансовое обеспечение спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план Всероссийских и Международных спортивных мероприятий, в том числе медицинское обеспечение, осуществляется Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Финансовое обеспечение спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план региональных спортивных мероприятий, в том числе медицинское обеспечение, осуществляется региональными ведомствами спорта, туризма и молодежной политики за счет средств федерального бюджета.
2. Непосредственное медицинское обеспечение соревнований.
Задачей медицинского обеспечения соревнований является допуск спортсменов к соревнованиям. Допуск спортсмена к соревнованиям осуществляет мандатная комиссия, в состав которой входят аккредитованные Оргкомитетом соревнования врачи спортивной медицины и лечебной физкультуры соревнований. Врачи, участвующие в работе мандатных комиссий, проверяют документы на допуск участников к соревнованиям, выясняют, соответствует ли возраст каждого участника положению о соревнованиях, делают отметку на этих документах по допуску спортсмена к соревнованиям. При отсутствии или неправильно оформленной медицинской документации спортсмены к соревнованиям не допускаются.
Основанием для допуска к соревнованиям участника по медицинским требованиям является заявка с отметкой против фамилии спортсмена «допущен» с подписью врача по спортивной медицине, скрепленной личной печатью врача, при наличии подписи с расшифровкой ФИО врача в конце заявки, скрепленной печатью учреждения, имеющего лицензию по «спортивной медицине и лечебной физкультуре», допустившего спортсмена. Допустима медицинская справка о допуске к соревнованиям, подписанная врачом по спортивной медицине и скрепленная печатью учреждения. В случае проведения соревнований за пределами территориальных образований, заявки подписываются главным врачом учреждения, имеющего лицензию по «спортивной медицине и лечебной физкультуре» (лицом его замещающим) и скрепляются круглой печатью учреждения. По окончании соревнований справка, по требованию участника, должна быть возвращена ее владельцу, она может быть использована для допуска к последующим стартам. Сроки действия справок допуска к соревнованиям по различным видам спорта исчисляются от трех дней до шести месяцев согласно регламенту проведения соревнований. В ряде видов спорта (бокс, борьба, тяжелая атлетика и др.) может проводиться дополнительный медицинский осмотр спортсмена непосредственно перед соревнованием, во время взвешивания.
Оказание медицинской помощи участникам соревнований проводится, в первую очередь, по жизненным показаниям. В этом случае применяется весь арсенал медицинских средств. Во всех остальных случаях оказание медицинской помощи участникам соревнований проводится с учетом необходимости осуществления процедуры допинг - контроля. Во время проведения соревнований медицинская помощь участникам соревнований регламентируется не только правилами оказания различных видов медицинской помощи, но и правилами проведения соревнований по отдельным видам спорта.
Оказание медицинской помощи на соревнованиях проводится поэтапно. Первая помощь оказывается врачом медицинской бригады на спортивной площадке. В случае, если объем оказываемой медицинской помощи является недостаточным, или при отсутствии соответствующего эффекта в течении 5 минут проведения мероприятий, пострадавшего доставляют в ближайший медицинский пункт, где продолжается оказание медицинской помощи. При наличии показаний к оказанию специализированной помощи пострадавший транспортируется (машиной скорой помощи, вертолетом и др.) в аккредитованное главное лечебное учреждение, где ему оказывается амбулаторная или стационарная специализированная медицинская помощь (диагностика, лечение). Все случаи оказания медицинской помощи обязательно регистрируются. На спортивных соревнованиях ведется первичная медицинская документация, утвержденная приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030:
o форма 067/у «Журнал регистрации медицинской помощи, оказываемой на занятиях физической культуры и спортивных мероприятиях»;
o форма 068/у «Журнал медицинского обслуживания физкультурных мероприятий»;
o форма 092/у «Извещение о спортивной травме».
Информация обо всех случаях оказания медицинской помощи доводится ежедневно в установленные сроки до главного врача соревнований, обо всех случаях госпитализации докладывается ему немедленно. Медицинская служба соревнований следит за состоянием здоровья всех госпитализированных спортсменов вплоть до выписки их из стационара.
Все жалобы на медицинское обслуживание соревнований подаются в письменном виде главному врачу соревнований.
Профилактика заболеваний и травм.
1. Оргкомитетом перед началом соревнований (не позднее, чем за 15 минут) делаются объявления о погодных условиях и микроклимате спортсооружения.
2. Сообщаются места расположения медицинских пунктов.
3. Во время проведения соревнований могут проводиться образовательные семинары по медицинскому обеспечению.
Отмена соревнования.
До начала соревнований главным врачом предоставляется информация спортсменам, представителям команд и официальным лицам о возникновении условий, препятствующих проведению соревнований. Главный врач соревнований может дать рекомендацию главному судье соревнований об отмене или переносе соревнования.
При оказании скорой медицинской помощи зрителям.
В случае возникновения необходимости оказания скорой и неотложной медицинской помощи зрителям на соревнованиях медицинская помощь может быть оказана в специально организованном медицинском пункте или бригадами скорой медицинской помощи. При необходимости пострадавших зрителей транспортируют в ближайшее лечебное учреждение.
3. На заключительном этапе работы по медицинскому обеспечению соревнований международного или федерального уровней составляется отчет, который передается главному судье, в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (на региональном и муниципальном уровнях – главному врачу территориального врачебно-физкультурного диспансера). В отчет включаются сведения о количестве участников или команд, дается характеристика мест проведения соревнований, метеорологических условий, указывается число обращений за медицинской помощью, число госпитализированных и причины госпитализации, виды оказанной медицинской помощи, исходы. Проводится анализ проведенной работы. Даются предложения и замечания. Отчет подписывается главным врачом соревнований и главным судьей соревнований.